О родителях и детях

Больше
4 мес. 2 нед. назад #160 от aleks
aleks создал эту тему: О родителях и детях
Кто защитит Оксану.

1 июня – День защиты детей.

Давайте спросим себя, довольны ли нами дети…

В первый день лета в 60 странах вот уже более 65 лет (с 1950 года) отмечается международный день защиты детей. 1 июня повсеместно организуются различные мероприятия: выступления детских, творческих коллективов, спортивные соревнования, флэшмобы, праздничные чаепития и др.

Праздник – хорошо, но именно эта дата – повод в очередной раз обратить внимание взрослых на то, как живут дети: конкретный ребенок в своей конкретной семейной ситуации.

Оксане (имя изменено) 12 лет. Её семья – мама, отец и маленький братик, которому недавно исполнилось 4 года. Каждое утро девочки начинается с быстрого перекуса, затем она будит брата (родители рано уходят на работу) и собирает его в детский сад. Кстати, разбудить мальчика не легко, поэтому утро Оксаны – это детские стишки, прибаутки, конфеты, пряники, а иногда слезы и ссоры, опаздывать в детский сад, а затем в школу нельзя ни в коем случае.

Мама написала заявление воспитателям и теперь Оксана может приводить и забирать брата из группы на правах взрослого человека. После школы девочка торопится домой, там её ждет подробный список маминых поручений: купить продукты в магазине, отнести часть из них бабушке, которая уже давно не выходит из дома, помочь, что она попросит, потом сделать свою домашнюю уборку, приготовить ужин, забрать из детского сада брата. В течение дня мама несколько раз звонит Оксане, интересуется все ли она выполнила по списку. В 5 часов приходит отец, молча ест и садится смотреть телевизор. Затем возвращается домой мама, всегда уставшая и раздраженная, критикует дочь за некачественно сделанную работу, недочеты находятся всегда.

Оксана принимается за уроки.

Сил на аккуратное и старательное их выполнение просто нет. Учится девочка плохо, «могла бы лучше» - говорит учительница.

Иногда Оксана по вечерам плачет в подушку, девочке обидно, что мама никогда не похвалит её за старания, не поддержит, а ведь она тоже устает, возможно не меньше, чем родители на работе, Оксане некому рассказать, как ей бывает тяжело…


Конечно, семьи и отношение в них к детям разное. Принято считать, что большинство детей сейчас избалованы, в основном «сидят за компьютером» и помощи от них не дождешься, но при ближайшем рассмотрении может быть все по – другому.

Семья Оксаны внешне благополучна, родители работают, не пьют, ребенок одет – обут. Права его как будто не нарушаются.

Но в Законе РФ о правах и обязанностях родителей есть статья, обязывающая последних заботиться и об эмоциональном состоянии детей.

Эмоциональное состояние девочки маму если и интересует, то редко, она «всегда устала», для папы слезы – это «женские штучки».

Хочется напомнить родителям, что эмоции и чувства, полученные в детстве, формируют отношение человека к жизни и окружающему миру. Напряжение, усталость, ощущение того, что твои усилия не ценят, не смотря на все старания, могут остаться с человеком на всю жизнь.

Александра Чернюк – медицинский психолог отдела детской психиатрии Ангарской областной психиатрической больницы.

- Работая медицинским психологом в отделе детской психиатрии Ангарской психиатрической больницы, я чаще вижу детей с врожденными или приобретенными органическими (эндогенными, когда на генетическую предрасположенность накладываются внешние факторы) нарушениями психики. Причинами их могут быть нездоровье родителей, нарушение течения беременности, а также злоупотребление родителей алкоголем или наркотиками, некоторые причины установить не удается. При таких нарушениях помочь чисто психологическими методами невозможно, родителям остается любить ребенка таким, какой он есть, медикаментозно поддерживая его состояние, остается смириться с его болезнью и ее проявлениями.

Другое дело – психогенные расстройства – расстройства поведения, симптомы нарушения эмоциональной сферы, суицидальные попытки, различные соматизированные расстройства (энурезы, энкопрезы, разного рода алгии, сосание пальцев и др.), психосоматические расстройства и неврозы – всё то, что обусловлено педагогическими просчетами и деструктивным поведением родителей и других значимых взрослых.

Уже за 5-10 минут контакта с ребенком можно получить общее представления о нем: как он взаимодействует с посторонним человеком, как ведет себя в новой обстановке, доверяет ли «миру», понимает ли собственные переживания, соблюдает ли социальные нормы и границы общения.

За это же время можно увидеть и способ реагирования родителей на ситуацию «экспертизы» детей. Например, одни взрослые пытаются «предъявить» себя как «хорошего родителя», следят за поведением ребенка, одергивают, поправляют его ответы или отвечают за него. Другие сразу перечисляют все проступки ребенка, желая увидеть в психологе союзника по обличению его недостатков, в результате дети могут почувствовать себя как «барашки на закланье». Такие родители никак не подчеркивают достоинств детей и не видят причины их проблем в собственном поведении. Третьи приходят в кабинет без ребенка говорить о том, что их в нем беспокоит, не доверяя ребенку самому рассказать о себе. Всех этих родителей объединяет то, что они обращаются с детьми не как с отдельными личностями, а как с продолжением себя или «неудобной частью себя».

Сам болезненный симптом порой выступает как посредник в общении между родителями и ребенком, несет особую функцию «разрешенного» способа снятия напряжения. Например, ребенок грызет ногти, тем самым он на время справляется с тревогой, возникающей в родительско-детских отношениях, но и может обращать дополнительное внимание матери посредством этого симптома. Чем ближе симптом к телу, тем больше он имеет связь с материнско-детскими отношениями и возникает в доречевом периоде развития (именно там лежат причины его появления).

Поведенческие и эмоциональные расстройства детей чаще связаны с более широким кругом лиц (родителями, братьями-сестрами, бабушками-дедушками, воспитателями в детском саду, учителями в школе и т.д.). Целесообразно исследовать эти области в поисках причин появления проблем ребенка.


Семья призвана показать детям те ограничения, которые социум накладывает на человека, научить преодолевать либо мириться с ними, быть гибкими в отношениях. Если родители, на словах говорят «как надо», а на деле сами нарушают принципы общежития, в том числе грубо вторгаясь в психическое и (или) физическое пространство ребенка, то дети «теряются» в этом мире, не обретают никакого представления про «можно и нельзя», испытывают тревогу и напряжение в адрес окружающих, либо идут «против социума».

Некоторые родители оправдывают это эмоциональное вторжение «вывеской»: «на благо», «чтоб полечить болезнь», либо «все так делают», «он сам ничего не понимает», либо просто враждебны и директивны в адрес ребенка.

Что же порекомендовать? Как бы ни банально звучало, слушать и слышать ребенка, понимать, что он отдельная личность со своими мотивами, потребностями и интересами. Воспитать личность в полном соответствии с вашими представлениями вряд ли получится. Да и надо ли?

Общайтесь с детьми, опираясь на здравый смысл, актуальные в обществе нормы морали, не нарушая в целом его и своих интересов. Учитывая реалии современного мира, задача родителя – подготовить ребенка быстро переключаться в меняющихся условиях. Для этого избегайте ригидности и домостроевских принципов воспитания, поощряйте самостоятельный выбор детей, их социальную активность, не подкладывайте ребенку «соломку» во всех сложных ситуациях, ведь предугадать и предотвратить все «острые углы» в его жизни вам не удастся. Дарите ребенку уверенность в его силах, подчеркивайте его способности и успехи.

Для того, чтоб взрослый человек был способен поменяться в отношениях с ребенком, ему самому нужно научиться доверять другим людям, избавиться от уверенности в собственной безоговорочной правоте (все относительно), понимать задачи и ограничения каждого возрастного периода детства (чтоб искусственно не задерживать развитие и не требовать от ребенка больше возможного).



У нас не было цели критиковать родителей и других взрослых, постоянно общающихся с детьми, за неправильное поведение. Мы просто в очередной раз хотим обратить их внимание на их собственных детей и подумать, как им живется.
Мама Оксаны после приема психолога сказала: «Я и не предполагала, что у моей дочери столько сложностей…».
Татьяна Бичевина – медицинский психолог Ангарской областной психиатрической больницы.

0 – 86 – круглосуточно работающий, бесплатный ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ .
Квалифицированная психологическая помощь.
Сотовый телефон – 83955564986.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.128 секунд
Работает на Kunena форум

Последние комментарии

  • Уважаемый Евгений! Допустимо прослушивание аудиофайлов в наушниках, если это не мешает проведению ...

    Подробнее...

     
  • можно ли слушать плеер в наушниках в отделении пограничных состояний? и можно ли брать кипятильник

    Подробнее...

     
  • Уважаемый Евгений! Вы можете обратиться на приём к участковому врачу-психиатру в диспансерное отделение ...

    Подробнее...

     
  • Здравствуйте! у меня вопрос такой, в какое отделение ложиться если постоянная депрессия, бессоница ...

    Подробнее...

     
  • частые мысли о суициде, как быть, ложиться в опс, или в острое отделение

    Подробнее...

Уважаемые посетители!

Предлагаем вам принять участие в независимой оценке качества оказания услуг в ОГБУЗ «Ангарская ОПБ».

Заполнить анкету вы можете удобным для вас способом:

1) в электронном виде на сайте Министерства здравоохранения;

2) в бумажном виде в подразделениях больницы – для получения анкеты Вы можете обратиться к лечащему врачу либо медицинским сестрам отделений. Заполненную анкету можно передать сотрудникам отделения либо поместить в ящик для сбора анкет, которые находятся в приемном отделении и регистратуре диспансерного отделения.

Спасибо за участие!